Для всех и каждого

"Ассоциация инклюзивных школ" - интегрируем ресурсы инклюзивных практик.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, полноценной их социализации сегодня является одной из самых острых в мировой педагогической практике. В России для детей с инвалидностью традиционно функционирует система специального образования. В специальных образовательных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, психологи, специально подготовленные педагоги. Но из-за обособленности образовательной среды данных организаций у детей здесь отмечается явно пониженная мотивация к продолжению образования по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Причина, по общему мнению, заключается в низком уровне социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.
Именно поэтому совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее эффективным и гуманным. Развитие инклюзивного образования в последнее десятилетие также стало одним из главных направлений в образовательной политике Российской Федерации. Положения об инклюзивном образовании закреплены в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-х - 1990-х годов. А с осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в которой (ст. 24) говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
За прошедшие годы отдельные образовательные организации России накопили немало опыта в области инклюзивного образования. Поэтому в 2016 году по итогам Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», где во всех номинациях представители города Москвы вошли в число лауреатов, в Москве возникла идея создания Ассоциации инклюзивных школ.
Инициируя ее появление, мы исходили из необходимости создания площадки в первую очередь для обмена опытом в области инклюзивного образования, для ведения открытого диалога по проблемам современной инклюзивной практики, для содействия распространению и популяризации идей образования для всех и каждого. Поэтому основной целью создания ассоциации является (по уставу) совместная деятельность физических лиц, образовательных и иных организаций в контексте развития инклюзивного образования.
Инициатива была поддержана участниками конкурса - представителями московского образования. К настоящему моменту ассоциация прошла регистрацию в Минюсте России и соответствующем налоговом органе. Среди учредителей ассоциации - Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы и два лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»-2016: школа №2110, многопрофильный образовательный комплекс «Марьино», и колледж малого бизнеса №4. Значимыми партнерами ассоциации сегодня являются Российская общественная организация инвалидов «Перспектива» и благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
Согласно уставу организации участниками ассоциации могут стать физические и юридические лица, реализующие или начинающие реализовывать инклюзивную практику в своей образовательной организации. Важно подчеркнуть, что ассоциация создается как активная и открытая организация.
Уже сегодня планируется активная деятельность ассоциации в нескольких направлениях. Прежде всего это информационная деятельность - распространение новостей о значимых событиях в области инклюзивного образования, мероприятиях, проводимых ассоциацией. Важными направлениями работы ассоциации представляются просвещение и популяризация, то есть пропаганда идей социокультурной интеграции и философии инклюзивного образования.
Ассоциация будет оказывать профессиональную и информационную поддержку образовательным организациям. Это изучение возможностей и потребностей участников образовательного инклюзивного пространства; содействие распространению передового опыта в области инклюзивного образования, организаторское и экспертное участие в конкурсах, фестивалях; содействие реализации инновационных идей.
Обмен профессиональным опытом - главное направление деятельности ассоциации. Это привлечение широкой общественности к проблемам инклюзивного образования, установление и поддержание контактов с организациями, осуществляющими аналогичную деятельность в России и за рубежом, организация и участие в конференциях, круглых столах, образовательных ассамблеях.
Еще одно значимое направление деятельности - общественная экспертиза - включает активное участие в обсуждении и выработке решений органов государственной власти, касающихся инклюзивного образования, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов и программ в области инклюзивного образования.
Образовательные организации России в рамках совместной деятельности в ассоциации смогут проявлять законодательные инициативы по вопросам инклюзивного образования в органах государственной власти, участвовать в распространении информационных материалов о деятельности ассоциации и ее членов в периодических изданиях, в средствах массовой информации и сети Интернет, участвовать в организации и проведении общероссийских и международных мероприятий разного уровня по вопросам инклюзивного образования (общественные слушания, съезды, круглые столы, семинары, деловые встречи, вебинары, онлайн-конференции), участвовать в профессиональных конкурсах и смотрах.
Важным направлением деятельности ассоциации станет формирование интернет-среды профессионального общения для педагогических работников с целью осуществления эффективной статистической, исследовательской, экспертно-аналитической и информационно-просветительской работы. Параллельно планируется активно развивать издательскую деятельность по популяризации современных достижений в области инклюзивного образования, психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, вступление в ассоциацию предоставляет множество возможностей. Это гарантированная всесторонняя экспертная поддержка профессиональной психолого-педагогической деятельности. Это значительное расширение профессионального круга общения с коллегами. Участники ассоциации смогут регулярно получать информацию о мероприятиях, проводимых по вопросам инклюзивного образования, участвовать в разработке и продвижении нормативных документов, регулирующих вопросы инклюзии, на местном, государственном или федеральном уровнях, участвовать в проводимых ассоциацией конкурсах, семинарах, конференциях и других мероприятиях, публиковать в изданиях ассоциации работы, выполненные по ее поручению и получившие ее одобрение, обращаться в ассоциацию за помощью в защите профессиональных интересов при осуществлении деятельности, связанной с выполнением ее целей и задач.
Хочется отметить, что уже начал работу сайт ассоциации, который сейчас наполняется контентом. Мы надеемся, что он станет одним из лучших информационных источников по вопросам инклюзивного образования в российском сегменте сети Интернет. Важно, что размещение на сайте ассоциации информации обо всех членах гарантирует общественности качество оказываемых школами услуг.
В ближайшее время информация об ассоциации и вступлении в нее будет разослана в образовательные организации. Приглашаем вас вступать в нашу ассоциацию.
Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья - это наша с вами общая задача, и решать ее нужно комплексно и во взаимодействии.

Антон БАТАЛОВ, председатель Ассоциации инклюзивных школ, директор школы №2110, МОК «Марьино», к. п. н., заслуженный учитель РФ
«УГ Москва», №24 от 13 июня 2017 года

Вернуться к списку