Экспертное мнение. Ассоциация инклюзивных школ

"Ассоциация инклюзивных школ" - интегрируем ресурсы инклюзивных практик.

На пороге школы особый ребенок... Он полон надежд, он готов сотрудничать, он верит в свое благополучие. А как встретят его в классе? Каким получится общение? Как сложатся взаимоотношения с одноклассниками?
Принимая «особого» ученика, современная школа несет ответственность не только за успешное прохождение им программы, но и за окружающую его психологическую атмосферу. Речь идет о формировании в школьном сообществе инклюзивной культуры: важно выстроить процесс взаимодействия с особым ребенком, научиться быть открытыми для общения, уметь принимать отличия и особенности других.
В данном контексте актуально говорить о социокультурной интеграции всего школьного сообщества. Она предполагает включение ребенка с ОВЗ в общую систему социальных отношений в процессе продуктивного взаимодействия со сверстниками и окружающей средой. Ключевым понятием для определения целей и задач социокультурной интеграции является «единое образовательное пространство».
У каждой инклюзивной школы наработан свой богатый опыт проведения социокультурных мероприятий. Позвольте рассказать вам о широкомасштабной сквозной программе «Шаг навстречу», которая реализуется в нашей образовательной организации и предполагает систему социально-воспитательных мероприятий, оказывающих формирующее воздействие на личностные ценности. В специально моделируемом сотрудничестве у обучающихся происходит обмен социально-психологическими отношениями, формируются социальные нормы, толерантные установки. Ребенок с особыми потребностями здесь активный участник общения, он осознает свою причастность к сообществу, которое принимает и одобряет его.
В рамках программы стало традицией ежегодное проведение социально-образовательной акции «Наши безграничные возможности», включающей следующие мероприятия:
- «Уроки открытого сердца» для обучающихся 1-11-х классов;
- конкурс социальной рекламы «В мире равных возможностей» для обучающихся 8-11-х классов;
- тематические интерактивные презентации «Дети детям» в рамках волонтерского движения;
- медийная акция «Посмотри вместе с мамой» (демонстрация тематических видеороликов с выполнением творческого задания);
- социально-психологическая акция «Подари тепло своей ладони»;
- конкурс детских рисунков «Мир, в котором мы живем»;
- социальное моделирование с детьми дошкольного возраста на формирование толерантных установок;
- медийная акция для обучающихся средней и старшей школы (подготовка и распространение информационных листовок).
Ассоциация инклюзивных школ выступает за поддержку подобных программ, способствует информированию о результативном опыте их реализации для расширения практик внедрения в инклюзивный образовательный процесс.

Антон БАТАЛОВ, председатель Ассоциации инклюзивных школ, директор школы №2110 МОК «Марьино»
«УГ Москва», №22 от 30 мая 2017 года


Вернуться к списку